Теги: ФотоТерапия, Терапевтическая фотография, Фото-Арт-Терапия, ВидеоТерапия, обучение ФотоТерапии, обучение Терапевтической Фотографии, обучение ВидеоТерапии, ZMET, Judy Weiser, Ольга Перевезенцева, Olga Perevezentseva, психология фотографии, психология восприятия, психология рекламы, www.psyforte.ru, family-building, PSYsurvival, PSYrole, Яркие события, психологическая поддержка бизнеса, Максим Перевезенцев, Maxim Perevezentsev, психологическое образование в Италии, сертификат по ФотоТерапии, ПСИфорте, PSYforte, Форум по ФотоТерапии и Видеотерапии

Статьи по фототерапии

Из книги А.И. Копытина «Техники фототерапии» (Санкт-Петербург: издательство «Речь», 2010, 128 с.

Из книги А.И. Копытина «Техники фототерапии» (Санкт-Петербург: издательство «Речь», 2010, 128 с.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БАЗОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОТОГРАФИИ

Глава 1. Фототерапия и терапевтическая фотография: общее определение методов

1.1. Определение фототерапии, фото-арт-терапии и терапевтической фотографии
В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще используются такие понятия, как фототерапия (phototherapy) и терапевтическая фотография (therapeutic photography), а также разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии (photo art therapy).
Для фототерапии характерно использование фотографии в качестве инструмента психотерапевтического взаимодействия между специалистом в области психического здоровья (психотерапевтом, психологом) и клиентом (пациентом). Такой специалист должен иметь достаточную подготовку в области психотерапии или психологического консультирования, овладеть одним или несколькими методами психологического воздействия (личностно-ориентированная психотерапия, психоанализ, групп-аналитическая терапия, семейная психотерапия и т.д.).
Как поясняет одна из основоположниц фототерапии – Д. Вайзер (Weiser J., 1999)  в книге «Техники фототерапии: изучение тайн личных снимков и семейных альбомов», фототерапия является системой взаимосвязанных техник консультирования, базирующихся на фотографии. Такая система используется подготовленными психотерапевтами как часть их профессиональной практики.
Данный автор подчеркивает, что поскольку фототерапия связана с терапевтической коммуникацией посредством фотографий, а не созданием произведений фотоискусства, для эффективной фототерапевтической практики не требуется никакой предшествующий опыт работы с фотокамерой или знание фотоискусства.
Фототерапия тесно связана с установлением и развитием психотерапевтических отношений. Специалист может привлекать, например, личные фотографии клиента в качестве вспомогательного инструмента его «активизации» (Weiser J., 1999), оживления его чувств, воспоминаний и представлений. Принципиально важно, что специалист изначально создает для клиента безопасную среду, находясь в которой, клиент может позволить себе быть спонтанным, свободно выражать свои чувства, мысли и фантазии, «играть» с реальностью и экспериментировать с новыми формами опыта. Посредством фотографии специалист работает с личностью клиента, помогая ему выразить и понять себя, а также создает условия для коррекции и развития его отношений с собой и окружающим миром.
Эстетические критерии не имеют в фототерапии большого значения. Работающий с клиентом специалист не обучает его технике фотографии (по крайней мере, такое обучение не является первоочередной задачей). Приоритетными задачами при этом являются восстановление и укрепление его психического или физического здоровья, повышение качества жизни.
Таким образом, в контексте фототерапии фотография выступает составным элементом или частным инструментом того или иного психотерапевтического метода, как правило, включающего:
• во-первых, достаточно хорошо разработанную психологическую концепцию личности,
• во-вторых, концепцию болезни,
• в-третьих, концепцию комплексного лечебно-коррекционного воздействия вытекающую из знания личности клиента и природы имеющихся у него проблем (болезненных нарушений) физической или психической сферы.
Использование готовых фотографий и фотосъемки также характерно для арт-терапии (фото-арт-терапии). Во многом напоминая процесс фототерапии, фото-арт-терапия отличается от нее большей представленностью творческих видов деятельности, связанных, прежде всего, с созданием и преобразованием визуальных образов – как с использованием различных фототехник, так и изобразительных материалов. Фото-арт-терапия может, например, предполагать создание фотоколлажей, фотоплакатов, дорисовывание фотографий, а также применение фотографии в сочетании с движением и танцем, музыкой, литературным творчеством, паратеатральными формами. Так же, как и фототерапия, фото-арт-терапия невозможна без построения психотерапевтических отношений, работы с личностью клиента и наличия методологии. Фото-арт-терапия требует от специалиста достаточной клинической и психологической подготовки, дополнительного образования в области арт-терапии.
Развивающее и исцеляющее воздействие, связанное с восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, а также в процессе их самостоятельных занятий фотографией. Кроме того, в некоторых случаях педагог, врач или иной специалист могут поддерживать творческое увлечение учащегося или больного фотоделом, полагая, что это способствует их развитию, исцелению или адаптации.  Однако в обоих этих случаях можно говорить не столько о фототерапии, сколько о терапевтической фотографии. Для нее характерно то, что сам процесс творческого самовыражения ведет к достижению тех или иных положительных психосоциальных эффектов. Ни терапевтические отношения, ни специальная методология дл этого не требуются. «Общаясь» с фотографиями или создавая их, человек как бы «лечит» себя сам.
Д. Вайзер  (Weiser J., 1999) отмечает, что люди могут использовать терапевтическую фотографию для личного самораскрытия или творческого самовыражения, тогда как терапевты используют фототерапию, чтобы помогать людям (клиентам), которым нужна помощь в решении их проблем. И хотя результаты базирующегося на фотографии спонтанного самоисследования-самовыражения часто являются по сути «терапевтическими», терапевтическая фотография – это все же не то же самое, что фототерапия. «Арт-терапию и терапевтическую фотографию полезно рассматривать в качестве двух полюсов диапазона, в рамках которого можно поместить все фото-ориентированные поисковые практики: на одном полюсе – «фотография в терапии», а «фотография как терапия» - на другом. Однако эти две техники не являются конфликтующими противоположностями. Они пересекаются, поскольку фототерапия естественным образом включает многие аспекты терапевтической фотографии, однако проникает глубже…фототерапия требует участия квалифицированного консультанта, контролирующего и поддерживающего процесс, тогда как терапевтическая фотография этого не требует. В одной практике акцент делается на терапии, в другой – на фотографии» (Вайзер Д., 2009, С. 83).
Терапевтическая фотография может также являться составной частью так называемой эрготерапии или терапии занятостью. В отличие от фототерапии, для нее характерно меньшее значение психологических аспектов работы, иное содержание процесса работы. Основной акцент делается на вовлечение клиента в ту или иную деятельность.
Порой бывает трудно провести четкую грань между фототерапией и терапевтической фотографией. Некоторые специалисты в разные моменты работы с клиентами могут применять как фототерапию, так и терапевтическую фотографию. Последняя, например, может выступать одной из форм долговременной психосоциальной поддержки клиентов, уже завершивших курс психотерапии (арт-терапии).

1.2. Фотография как экспрессивный инструмент и вид искусства
Искусство фотографии многогранно и вездесуще. Оно связано с созданием, преобразованием и восприятием визуальных, фотографических образов. Некоторые исследователи относят фотографические образы к так называемым техническим (Флюссер В., 2008) или техногенным образам, то есть, образам, создаваемым аппаратами и на этом основании даже высказывают предположение о коренном изменении культуры и бытия человека (Флюссер В., 2008).
Хотя обсуждение отнологического статуса фотографии и ее влияния на общественно-историческую практику представляет большой интерес и, по-видимому, может помочь в уяснении особенностей ее влияния на психологическую организацию и отношения людей, в данном разделе хотелось бы лишь кратко прокомментировать некоторые принципиальные особенности процесса создания и восприятия фотографических образов, в отличие, например, от создания и восприятия письменных текстов или образов графических или живописных.
1.    Технические, фотографические образы являются универсальными кодами культуры, действительными для всего общества; они способны преодолевать языковой барьер. Фотография ввела образы в повседневную жизнь, сделала их общими знаменателями для искусства, науки и политики (в смысле всеобщих ценностей) (Флюссер В., 2008), наряду с кино и телевидением, фактически сделала их творцами массовой культуры. Благодаря этому, фотография, с одной стороны, служит объединению людей, глобальной межкультурной коммуникации и, с другой стороны, может вести к определенному обеднению, выхолащиванию культурного своеобразия, подмене индивидуально-личностного, локального (субкультурного) содержания творчества и коммуникации обезличенным, фетишизированным содержанием, связанным с массовым производством и «потреблением» технических образов. Являясь органическим элементом и инструментом информационной (постиндустриальной) цивилизации, культуры постмодерна, она, как протей, способна менять свое обличье и при этом впитывать и преобразовывать любые культурные тексты.
2.    По своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых для них чувств и представлений. Ее можно рассматривать как своего рода ритуал, обеспечивающий социализацию, включение в разные группы людей с характерной для них системой ценностей, а также ролевое развитие и трансформацию. Социальная природа фотографии также тесно связана с саморепрезентацией – предъявлением себя в определенном образе реальной или воображаемой аудитории, а также «встречей» и «общением» с другими людьми, которые представлены на снимках.
3.    Фотография, в особенности, цифровая, является инструментом создания виртуальной реальности (киберреальности) как среды «обитания» современных людей. К сожалению, общение исключительно или в основном посредством технических образов может вытеснять реальное, полноценное бытие и общение. Более того, фотографические, «технические образы всасывают в себя всю историю и образуют вечное коловращение памяти общества. Ничто не может противостоять этому водовороту технических образов – ни художественная, научная или политическая активность…, ни обыденная позиция, состоящая в том, чтобы не фотографировать…Ибо все стремится остаться навечно в памяти и быть вечно повторяемым. Все события сегодня стремятся попасть на экран телевизора, на киноэкран, на фотографию, чтобы быть переведенными в некое положение вещей. Но тем самым одновременно каждое действие теряет свой исторический характер и оказывается магическим ритуалом и вечно повторяемым движением. Универсум технических образов, каким он начинает вырисовываться вокруг нас, предстает избытком времен, в котором беспрестанно вращаются все действия и страдания» (Флюссер В., 2008, С. 20-21).
4.    Фотография выступает мощным инструментом конструирования психологической идентичности современного человека. Создаваемые им самим и другими людьми образы (визуальные культурные тексты) подвергаются интериоризации и фактически формируют программы поведения, своеобразные жизненные сценарии. Поскольку визуальные образы, в отличие от речи, затрагивают не только сознание, но и бессознательную сферу человека и способны преодолевать психологические защиты, их влияние может зачастую быть более глубоким, чем, например, поучения родителя или педагога. Раннее приобщение современных детей к различным техническим средствам (компьютеру, мобильному телефону и цифровой фото- и видео-камере) является одним из значимых факторов их психического и физического развития. Значимая роль фотографии в формировании социально-психологической идентичности современного человека может быть обоснована с точки зрения концепции символического интеракционизма, которая рассматривает оперирование символическими репрезентативными системами в качестве ключевого фактора конструирования и изменения представлений людей о себе и окружающем мире (Mead G., 1956; Blumer H., 1969; Wolf E., 1988).
5.    Фотография способна давать людям ощущение управления временем, его остановки и «консервации», и на этом основании – иллюзию бессмертия. Можно говорить о характерном для большинства современных людей «соблазне» всемогущества и контроля над реальностью, человеческими отношениями, собственным телом и психическими процессами, а также телом и психикой других людей, не говоря уже о различных объектах, путем их фотографирования. Мотивы этого могут быть истолкованы с точки зрения разных психологических и культурно-антропологических теорий. Можно, например, указать на экзистенциальную сущность фотографии, ее способность затрагивать наиболее глубинные пласты экзистенциального опыта человека и выступать одним из наиболее эффективных средств противостояния «вызову смерти» и аннигиляции личности и культуры.
6.    Технические образы можно бесконечно тиражировать, что весьма напоминает процесс размножения или «клонирования». Очевидно, что фотография выступает одним из наиболее ярких примеров реализации сексуально-эротической потребности. В зависимости от позиции, занимаемой субъектами фотографирования (фотограф, модель, зритель), могут в разной степени проявляться те или иные гендерные (сексуально-эротические) установки. Так, позиция фотографа в наибольшей степени затрагивает мускулинный полюс. Сам объектив фотоаппарата фокусирован, «фалличен». Он проникает в пространство и завладевает объектами. «Если понаблюдать за движениями человека, вооруженного фотоаппаратом (или фотоаппарата, снабженного человеком), то возникает впечатление, что он кого-то выслеживает: это древние жесты охотника палеолита, подкрадывающегося в тундре к своей жертве. Только фотограф преследует свою дичь не в открытом поле, а в дебрях культурных объектов» (Флюссер В., 2008, С. 37). Позиция модели, напротив, близка к полюсу фемининности. Очевидно, однако, что сексуально-эротические компоненты фотографии и разные гендерные установки могут довольно динамично меняться в процессе съемки и восприятия готовых кадров и быть тесно связанными с индивидуальными стилями оператора и модели.
7.    Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями – выбирать из нее то, что для художника наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности  друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность. «Фотоаппарат – не орудие труда, а игрушка» – пишет В. Флюссер (2008) – «а фотограф – это не рабочий, а игрок: не «Homo faber», а «Homo ludens» (С. 29). В фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии, благодаря чему снимок становится своеобразным «переходным объектом», инструментом наглядно-действенного освоения мира и собственной внутренней реальности. Благодаря своим игровым возможностям фотография может приносить удивительное ощущение свободы, возможно, столь же сладостное, как и то ощущение свободы, которое переживает во время игры ребенок.
8.    В большинстве случаев фотография связана с запечатлением внешнего облика человека и тех или иных его значимых действий. Она позволяет сохранить во времени ощущения тела и опыт его покоя и движения. На фотографии можно увидеть разные позы и выражение лица, передающие те или иные реакции и состояния, в том числе, вызванные природным или культурным контекстом съемки. Это позволяет современным людям использовать фотографию в качестве одного из важных инструмента исследования телесного опыта, пластического выражения чувств, развития разных сенсорных систем, а также формирования, поддержания и изменения телесной идентичности.
9.    Показывая кому-либо фотографии, люди часто сопровождают это рассказом. Повествование позволяет не только передать отношение к тому, что изображено на фотографии, прояснить то, что скрыто «за кадром», но и обозначить смысл событий  и переживаний и связать воедино разные аспекты опыта. Сопровождающие показ фотографий рассказы подчас весьма затейливы и красочны, что не только усиливает воздействие зрительных образов, но и позволяет выразить полнее и глубже связанные с ними чувства и мысли. Все это заставляет признать нарративный или повествовательный аспект фотографии очень важным и имеющим большое значение в культуре и частной жизни людей, а также в психотерапии.
    Таким образом, как никакой другой инструмент цивилизации, фотография затрагивает наиболее фундаментальные проблемы бытия современного человека, его глубинные мотивы и страхи, сознание и бессознательное. Она неразрывно связана с процессом развития и социализации, а также общением людей – как живущих рядом, так и находящихся весьма далеко друг от друга (как в пространстве, так и во времени). Она также тесно связана с игрой и творческими способностями человека. Хотя она, прежде всего, предполагает создание и восприятие визуальных технических образов и на основании этого может быть отнесена к сфере изобразительного искусства, ее тесная связь с другими искусствами (экспрессивными модальностями) – такими, как театрально-сценическая практика и ролевая игра, хореография и выразительная пластика тела, звуки и музыка, повествования и литературное творчество – очевидна. Все это может являться предпосылкой использования фотографии с целью лечения и развития людей и сообществ.


 Фототерапия

Рис. 1. Взаимосвязь разных форм выразительности (экспрессивных модальностей) в процессе создания и восприятия фотографий



 

Теги: ФотоТерапия, Терапевтическая фотография, Фото-Арт-Терапия, ВидеоТерапия, обучение ФотоТерапии, обучение Терапевтической Фотографии, обучение ВидеоТерапии, ZMET, Judy WeiserОльга Перевезенцева, Olga Perevezentseva, психология фотографии, психология восприятия, психология рекламы, www.psyforte.ru, family-building, PSYsurvival, PSYrole, Яркие события, психологическая поддержка бизнеса, Максим Перевезенцев, Maxim Perevezentsev, психологическое образование в Италии, сертификат по ФотоТерапии, ПСИфорте, PSYforte, Форум по ФотоТерапии и Видеотерапии