Теги: ФотоТерапия, Терапевтическая фотография, Фото-Арт-Терапия, ВидеоТерапия, обучение ФотоТерапии, обучение Терапевтической Фотографии, обучение ВидеоТерапии, ZMET, Judy Weiser, Ольга Перевезенцева, Olga Perevezentseva, психология фотографии, психология восприятия, психология рекламы, www.psyforte.ru, family-building, PSYsurvival, PSYrole, Яркие события, психологическая поддержка бизнеса, Максим Перевезенцев, Maxim Perevezentsev, психологическое образование в Италии, сертификат по ФотоТерапии, ПСИфорте, PSYforte, Форум по ФотоТерапии и Видеотерапии
ФотоТерапия и Арт-Терапия*.
ФотоТерапия - не один из методов Арт-Терапии.
ФотоТерапия - не разновидность Арт-Терапии.

Цитата из международного журнала Арт-Терапии «Исцеляющее искусство» (впервые опубликовано в ?1, Том 13, 2010)

*We express gratitude to Judy Weiser for giving us permission to reprint this (copyrighted) article that that she wrote for the international magazine of art therapy "Healing Art"on our website (first published in ?1, Volume 13, 2010)

В течение последних десятилетий сложилось множество методов арт-терапии, основанных на использовании изобразительного искусства в качестве символического языка, выражающего то, что невозможно выразить словами. Подобные методы способствовали усовершенствованию процесса вербальной психотерапии, которая на протяжении долгого времени являлась единственно возможным подходом. В то же время, фотография как достаточно привычное и мощное (в плане эмоционального воздействия) художественное средство стала использоваться в качестве вспомогательного терапевтического инструмента не только в арт-терапии, но в разных видах вербальной психотерапии.
Арт-терапия основана на применении разных изобразительных средств в процессе работы специалиста с клиентом. Клиент может воспользоваться этими средствами в качестве инструментов выражения своих идей и переживаний в процессе взаимодействия со специалистом (арт-терапевтом). К сожалению термином «арт-терапия» иногда называют и то, когда человек самостоятельно занимается изобразительной деятельностью, и при этом достигаются определенные терапевтические эффекты. Поэтому, неудивительно, что люди иногда путаются, когда им говорят об арт-терапии, а на самом деле применяются методики терапевтического изобразительного искусства (therapeutic art).
Изучая сферу арт-терапии, я посчитала необходимым концептуализировать различные ее формы не как противоположности, но как континуум между двумя полюсами – изобразительное искусство во время психотерапии, с одной стороны, и изобразительное искусство как спонтанная терапия, с другой стороны. Аналогичным образом, можно рассмотреть континуум разных практик фототерапии и терапевтической фотографии, на одном полюсе которого располагается фотография в процессе психотерапии, а на другом – фотография как терапия (терапевтическая фотография).
Важно осознавать, что арт-терапия и фототерапия не учитывают эстетическую ценность творчества клиентов; успех арт-терапии и фототерапии заключается в применении изобразительного искусства и фотографии скорее как средства коммуникации, чем эстетических феноменов.
Фотография является привычным и относительно простым видом творчества, в котором у большинства клиентов уже есть успехи. Обычно клиенты показывают свои снимки психотерапевту, уже зная из опыта, что для их создания не требуется специальных художественных навыков. Поскольку почти все фотографируют или хранят личные снимки, то просьба принести свои фотографии или сделать новые в процессе психотерапии часто воспринимается легко и даже с удовольствием, ведь обмен фотографиями и их обсуждение – это нормальная социальная практика. Фототерапия рассматривает фотографию именно как коммуникацию, поэтому ни клиент, ни психотерапевт не обязаны обладать опытом в фотографии, разбираться в камерах и искусстве фотографии, для того, чтобы использовать фототерапевтические техники.
Фототерапия и арт-терапия представляются как разные терапевтические системы. В то же время, они неотделимы друг от друга. Они, скорее, различаются «продуктом» и процессом, поскольку используют разные средства выразительности. Оба эти вида психотерапии придают визуальную форму переживаниям, делают видимым невидимое. D. Krauss (Krauss D., 1983) весьма красноречиво сравнивает арт-терапию и фототерапию: «Оба типа терапии используют проекции, символические репрезентации внутренней реальности. В результате социализации использование фотокамеры лишь делает данную проекцию более точной и реалистичной, чем иные изобразительные репрезентации. Однако, оба эти типа терапии – не более, чем символические предположения о реальности. Оба они дают клиентам возможность с помощью изображений творить, переживать опыт и извлекать пользу из изучения символов, что позволяет осознавать себя» (Р. 53).
Хотя арт-терапия и фототерапия используют методику проекции, очевидно, что они делают это по-разному. В арт-терапии переживания клиента находят внешнее, визуальное выражение в процессе изобразительной деятельности. При этом создаваемый образ может не соответствовать образам внешней реальности, являться ее искажением или трансформацией. Фотография же, как правило, отражает внешнюю реальность: «Поскольку арт-терапия находится под воздействием внутренних объектов, облеченных во внешнюю форму, а фототерапия – под воздействием интериоризированных внешних объектов, то очевидно, что данные терапевтические приемы работают с разными аспектами личностного символизма» (Krauss D., 1983, Р. 53).
D. Krauss (Krauss D., 1983) также подчеркивает особую ценность документальности снимков, формирующей личные истории клиентов: «Личные и семейные фотографии…это щедрый источник проективных и физических данных, которые невозможно получить иным путем. Они служат источником биографической информации об отношениях клиента с миром вне процесса психотерапии» (Р. 53), включая информацию о членах семьи, зафиксированную не с помощью слов, а с помощью камеры.
Одним из наиболее важных преимуществ использования фотографий в терапии в дополнение к личному художественному самовыражению является то, что клиенты могут увидеть себя так. как это невозможно без использования камеры. Они могут увидеть себя со стороны, в непривычных для себя ракурсах, среди других людей. Сделать это объективно при помощи рисунков достаточно сложно. Поскольку фотографические репрезентации фиксируются во времени и пространстве механическим (в настоящее время – также электронным) устройством, клиенты полагают, что подобные снимки более «правдивы», чем нарисованные портреты.*

Полностью эту статью Вы можете прочитать здесь.

*We express gratitude to Judy Weiser for giving us permission to reprint this (copyrighted) article that that she wrote for the international magazine of art therapy "Healing Art"on our website (first published in ?1, Volume 13, 2010)

**Выражаем признательность международному журналу арт-терапии «Исцеляющее искусство» за предоставленную возможность разместить этот материал на нашем сайте (впервые опубликовано в ?1, Том 13, 2010)

Теги: ФотоТерапия, Терапевтическая фотография, Фото-Арт-Терапия, ВидеоТерапия, обучение ФотоТерапии, обучение Терапевтической Фотографии, обучение ВидеоТерапии, ZMET, Judy WeiserОльга Перевезенцева, Olga Perevezentseva, психология фотографии, психология восприятия, психология рекламы, www.psyforte.ru, family-building, PSYsurvival, PSYrole, Яркие события, психологическая поддержка бизнеса, Максим Перевезенцев, Maxim Perevezentsev, психологическое образование в Италии, сертификат по ФотоТерапии, ПСИфорте, PSYforte, Форум по ФотоТерапии и Видеотерапии