Теги: ФотоТерапия, Терапевтическая фотография, Фото-Арт-Терапия, ВидеоТерапия, обучение ФотоТерапии, обучение Терапевтической Фотографии, обучение ВидеоТерапии, ZMET, Judy Weiser, Ольга Перевезенцева, Olga Perevezentseva, психология фотографии, психология восприятия, психология рекламы, www.psyforte.ru, family-building, PSYsurvival, PSYrole, Яркие события, психологическая поддержка бизнеса, Максим Перевезенцев, Maxim Perevezentsev, психологическое образование в Италии, сертификат по ФотоТерапии, ПСИфорте, PSYforte, Форум по ФотоТерапии и Видеотерапии

Российские специалисты, использующие фотографию в своей практике.

Светлана Третьякова-Осьмачкина. Психолог, фотохудожник. г. Самара
Метод портретной терапевтической фотографии
 

В настоящее время сложилась и действует тенденция к интеграции различных психологических направлений, что предполагает назвать фототерапию использующей сочетание приемов различных психотерапевтических методов именно интегративной моделью, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.

Dim lights Embed Embed this video on your site

По мнению авторитетного российского исследователя психотерапевтического использования фотографии А. И. Копытина - «в большинстве случаев фотография связана с запечатлением внешнего облика человека и тех или иных его значимых действий. На фотографиях можно увидеть разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния. Это позволяет использовать фотографию в качестве инструмента исследования телесного образа «Я», пластического выражения чувств и потребностей» («Использование фотографии в психологической практике» под ред. А.И.Копытина, 2006). В терапевтическом же контексте, это позволяет использовать фотографию в сочетании с техниками телесно-ориентированной терапии и привлечь заложенные в них теоретические представления для обоснования механизмов исцеляющего воздействия фотографии.
Фотографирование часто связано с саморепрезентацией – представления себя в определенном образе реальной или воображаемой аудитории. Такая фотография направлена на обеспечение социализации, формирование идентичности, включение в разные группы людей с характерной для них системой ценностей, а также ролевое развитие и трансформацию. Все это обуславливает тесную связь фототерапии со сценическим искусством, а также возможность использования представлений и техник современной драмотерапии .
К психотерапевтическому использованию фотографии в основном обращаются люди, отягощенные дефензивными чертами характера (душевно и физически инертные, нерешительные, тревожно-мнительные, застенчивые, склонные к самообвинению и сомнениям, обостренному чувству вины). Недостаточное количество знаний о себе, их неадекватность, делает человека беззащитным перед отрицательными внешними оценками. Он принимает их на веру, что порой ведет развитие негативного отношения к себе и блокирует активность. Негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие к нему плохо относятся. Проблема достоинства, ценности своего Я почти полностью поглощают его внимание, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия с внешней средой.
Люди обращаются к психологу, практикующему технику портретной съемки, с основной проблемой: «Как же я выгляжу на самом деле?» Поскольку ощущение своего Я несоответствует тому, что человек видит в зеркале. Психическая репрезентация тела проецируется на материальное тело и человек начинает ощущать психический дискомфорт, так как чувство Я тесно связано с образом телесной целостности.

Данная статья представляет собой изложение одного из методов работы по психотерапевтическому использованию фотографии, в сочетании с телесно-ориентированными техниками, дыхательными упражнениями, элементами драмотерапии, посредством создания серии портретов клиента и последующим их обсуждением.

Доступность и несложность овладения современной цифровой фотоаппаратурой, позволяет специалистам в области фототерапии расширить свой репертуар техникой портретной фотографии. В данном подходе, специалисту необходимо знать, что задача портретной фотосъемки состоит в бережной передаче визуального образа клиента, его индивидуальных черт, что подразумевает элементарную грамотность и техническую безупречность фотосъемки.

Цель метода:
Изучение возможностей фототерапии (техника портретной фотографии) в качестве инструмента исследования образа Я, как средства раскрытия и укрепления внутренних ресурсов, освоение новых граней себя и получение нового телесного опыта с изменением самоотношения.

Описание метода:
Фототерапевтический процесс (техника портретной фотографии) представляет собой пять взаимосвязанных последовательных стадий индивидуальной работы:
1. Знакомство специалиста с клиентом. Терапевтическая беседа и тестовая фотосъемка.
2. «Разогрев» (термин взят из арсенала драмотерапии) представляет собой дыхательные упражнения, направленные на достижение состояния покоя и внутреннего телесного комфорта.
3. Основная стадия - работа над упражнениями, в ходе которых процессы, происходящие внутри, начинают изменять то, что снаружи и здесь же происходит выстраивание обратной связи с фототерапевтом посредством фотосъемки, фиксирующей все моменты трансформации. Получение в процессе нового опыта, актуализирует и проявляет латентные потребности и свойства личности.
4. Кульминация основной стадии - фотосъемка вновь обретенного телесно-эмоционального состояния. Здесь происходит раскрытие творческих возможностей и ресурсов личности.
5. Терапевтическая беседа. Просмотр и анализ изготовленных фотографий. Вербализация клиентом новых ощущений своего Я с одной стороны и эмпатическая поддержка фототерапевта с другой стороны. Этот этап предполагает интеграцию полученного опыта в повседневную жизнь и отношения.

Терапевтическая фотосессия проводится индивидуально с клиентом в течение 1,5 – 2 часов. В количестве 3 - 5 фотосессий, периодичностью один раз в месяц. После каждой сессии, клиент получает DVD-диск с полной записью фотографий в динамике процесса. Из наиболее ярких, эмоционально насыщенных и визуально-выразительных фотографий составляется (печатается в формате А4) портфолио клиента.

Ход работы:
Знакомство специалиста с клиентом происходит сразу в условиях студийного пространства, представляющего собой просторную фотостудию с источниками света и фоновым подиумом или хорошо освещенную (светлую) комнату, приспособленную под студию.
Психотерапевтическая работа с клиентом начинается уже на уровне диагностики. Под диагностикой понимается любое действие, целью которого является получение информации о тех или иных характеристиках клиента или сложившейся у него проблемной ситуации, имеющихся на момент сессии.

Специалист предлагает клиенту пройтись по подиумной площадке и совершить какую -либо жестикуляцию, повернуться, присесть или облокотиться на приготовленный заранее стул или кресло и т.д., внимательно фиксируя фотоаппаратом заинтересовавшую его позу, жест или взгляд. Здесь же можно повторить тот или иной жест, прислушиваясь к тем чувствам и ощущениям, а также произносимым словам, которые возникнут в ответ у клиента.

Во время тестовой съемки, клиент в любом своем действии предъявляет специалисту свои привычные личностные и поведенческие паттерны. Реальные телесные ограничения клиента являются точной моделью его личностных ограничений. Любой взгляд, поза, жест человека содержит в себе абсолютно всю информацию о его жизни, характере, проблемах и желаниях. « В этом контексте тело представляется как своего рода экран, на который проецируются символические послания подсознания. Экран, на котором все «тайное» (подсознание) становится «явным» (сознательным) или, по крайней мере, получает возможность стать таковым. И на котором психологические проблемы человека, его внутренние сознательно-подсознательные конфликты находят отражение. (М.Е. Сандомирский. Психосоматика и телесная психотерапия. 2005).

В эту наиважнейшую фазу работы происходит наблюдение и фотосъемка текущего психоэмоционального состояния, анализ невербальных, телесных сигналов подсознания. Работая со смыслом, содержащимся в каждом конкретном движении, запечатленными в теле переживаниями человека, в ходе просмотра тестовых снимков и терапевтической беседы проясняются потребности клиента, выражающиеся:

1. в переживании человеком какого-либо напряжения, беспокойства;
2. в более или менее ясном представлении его о своем желаемом состоянии;
3. в некотором представлении о видах активности, посредством которых может быть улучшено актуальное переживание и достигнуто желаемое состояние.

Последующие расслабляющие дыхательные упражнения проводятся сидя в удобном положении на стуле или кресле и заменяют у клиента беспокойство и напряжение релаксацией.

При переходе к типу дыхания, характерному для состояния покоя, человек может изменить свое эмоциональное состояние, поскольку глубокое дыхание в нашей жизни всегда означает глубокий и полный контакт с нашими чувствами. «Дыхание заряжает тело энергией» (А.Лоуэн). Упражнением вырабатывается навык длительного непрерывного наблюдения за самим процессом дыхания, за его ритмикой, а также связанными дыханием разнообразными физиологическими ощущениями. Глубокое, так называемое, брюшное дыхание поддерживается в течение достаточно длительного времени (15-20 минут), с мысленным направлением дыхания в определенный участок тела и наблюдением за ощущениями тепла и тяжести, способствующим углублению состояния релаксации. При выполнении упражнений очень часто клиент начинает чувствовать и осознавать свои различные мышечные зажимы (например, в мышцах лица, шеи, живота, ног). При направлении энергии дыхания и тепла в проблемную область, у клиента происходит осознание и вербализация прошлых травматических ситуаций, сохранившихся в теле. Нахождение и снятие собственных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических.
С точки зрения физиологии в процессе упражнений происходит такое естественное явление, как произвольное снижения порога чувствительности нервной системы, связанное с функциональным состоянием. Здесь же происходит развитие навыков самонаблюдения, самоуспокоения и достижения телесного комфорта.

Как было уже установлено - телесные проявления клиента являются средством доступа к информации о личностной проблематике и, исходя из этого, задача, стоящая перед фототерапевтом на основной стадии работы, это подбор упражнений, посредством которых клиент сможет отпустить себя в процесс, обрести способность чувствовать самого себя и обрести способность принимать самого себя. Поскольку используемые упражнения в сочетании с визуализацией процесса посредством фотосъемки, обладают весьма сильным энергетическим воздействием, то вполне достаточно одного упражнения за сессию. Например, процесс реконструкции себя, с помощью анализа своего зеркального отражения, направленного на встречу с различными аспектами своего телесного, психологического, социального образа и их ассимиляции (автор Н. Осухова). Или технологию саморегуляции по системе «ключ», направленную на психическую релаксацию для реабилитации и реализации желаемых волевых установок (автор Х.Алиев). Или действия эмоционально-психологического жеста (арсенал драмотерапии), направленные на осознание языка тела и осознание связи между внутренним эмоциональным переживанием и его внешним проявлением, т.е. изучение невербальных компонентов собственного выражения, осознание языка собственного тела.

Специалист выбирает подходящее упражнение исходя из результатов диагностики тестовой съемки и последующей дыхательной релаксации.

Во время проведения основного упражнения, специалист наряду с вербальным общением, фиксирует фотокамерой все малейшие изменения, появляющиеся в лице и позе клиента. Свое внимание он концентрирует на крупноплановом портрете, с возможным включением в кадр выразительных движений рук. Основная стадия метода неразрывно связана с переходом к кульминации процесса, когда происходит выстраивание обратной связи с специалистом посредством фотосъемки, фиксирующей все моменты трансформации.
Поскольку фотоаппарат находится в руках специалиста постоянно на протяжении всей сессии, то он из инструмента беспристрастной оценки клиента (как показывают наблюдения, именно так воспринимают фотоаппарат большинство клиентов в начале сессии), по мере прохождения упражнения превращается в доброжелательный инструмент сопричастности. И человек свободно и естественно предъявляет ему вновь сформированный образ себя. Фотосъемка становится зримым подтверждением наблюдаемых перемен в человеке. Этот момент всегда воспринимается клиентом с большим удовольствием и энтузиазмом, поскольку он предельно раскрепощен, раскрыт, доверчив и распахнут. Каждый человек ищет подтверждения своей уникальности и неповторимости. Фотопортреты, получаемые в этих упражнениях всегда яркие, выразительные и эмоционально насыщенные. Интересная особенность кульминации заключена еще в том, что клиент не позирует и не контролирует процесс съемки. Он настолько поглощен собой и своими вновь открытыми ощущениями, что перестает вообще реагировать на действия специалиста, снимающего процесс трансформации.

Все применяемые упражнения легко и естественно снимают нервную напряженность и чувство скованности. Фотосъемка показывает клиенту, что его лицо приобретает выражение благополучия, появляется улыбка и если изначально были признаки функциональной ассиметрии в напряжении мышц, то лицо становится более симметричным, а глаза ясными и лучистыми. Необходимо отметить, что отражение подобной динамики внешних и внутренних изменений очень важная психологическая функция фотографии данных упражнений («Использование фотографии в психологической практике под ред. А. И. Копытина. 2006).
Последующая терапевтическая обработка полученных фотографий представляет собой обнаружение возможных неизвестных и неожиданных сторон личности, посредством просмотра фотографий и беседы. Человек может увидеть, что переживаемое им состояние имеет совершенно обратное внешнее проявление. Исследование полученных эмоциональных состояний, сходство и различие в ожидаемых реальных сторонах своей личности позволяет понять клиенту, откуда берут свое начало некоторые ожидания и связанные с ними разочарования.

Рассматривая фотографии, человек видит, каким он предстает в глазах других людей. Поэтому беседа об этих снимках дает ему понимание, насколько его восприятие самого себя соответствует восприятию посторонних людей, и насколько та визуальная информация, которую он сообщает о себе, соответствует тому, что воспринимают другие люди, смотрящие на него. Так, в процессе обсуждения снимков, клиент может осознать и понять, что многие составляющие его Я возникли в результате проецирования на него потребностей и взглядов других людей.

Зримость тонких эмоциональных переживаний, телесной уверенности отражаются на фотографиях и свидетельствуют человеку о произошедшей с ним трансформации и последующая поддержка клиента при обсуждении фотографий должна быть связана с акцентированием внимания на его положительных качествах и достижениях.

Эмпатическая поддержка клиента происходит на всех стадиях терапевтической работы. Человеку необходимо постоянное ощущать подтверждение своей сущности и право на озвучивание имеет только положительная принимающая обратная связь, поскольку и она призвана изменить отношение человека к себе.

Использование фотокамеры дает возможность клиенту увидеть себя со стороны, принять и осознать свои чувства. В конечно счете, достигается единение отчужденных или отрицаемых клиентом аспектов собственного Я в его личности и происходит более глубокое понимание того, кем он является на самом деле. Возникает способность увидеть это и тем самым освободиться от той тяжкой власти, которую болезненные переживания имеют над клиентом, т.е. просмотр серии фотографий безболезненно позволяют клиенту «встретиться» с теми чувствами, с которыми он раньше «встретиться» не решался.

Фототерапия не является попыткой контролировать чувства и мысли клиента, она призвана высвобождать переживания в атмосфере приятия, поддержки и безопасности. Клиент сам контролирует процесс «отражения», исследуя различные аспекты своего Я.
Имея возможность видеть множество снимков, созданных за время сессии и осознавая изменчивость их смыслов, клиент может постичь комплексный характер своего Я. Это освобождает его от необходимости поиска своего идеального Я благодаря пониманию, что оно не что иное, как процесс.

Выражение различных содержаний психики и их телесных переживаний человека посредством фотографии являются основой психологических изменений и подтверждают, что использование техники портретной фотографии в фототерапевтическом процессе способствует изменению значений образов, и различных аспектов самоотношения.


Список используемой литературы:

1.Копытин А. И.Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь,2003.
2. Копытин А. И., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. Москва: Когито-Центр, 2009,
3. Копытин А. И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010.
4. Копытин А. И., Свистовская Е.Е. Использование фотографии в детско-подростковой и семейной психотерапии и арт-терапии // Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. СПб.: Речь, 2010.
5.Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике (под ред. А. И. Копытина). Москва: Когито-Центр, 2006.
6. Г.Тимошеноко, Е. Леоненко, Работа с телом в психотерапии. М: «Психотерапия», 2006.
7. М. Кипнис, Театр, Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения, М, 2002.
8. М. Е. Сандомирский. Психосоматика и телесная терапия. М: Независимая фирма «Класс», 2005.

 

Теги: ФотоТерапия, Терапевтическая фотография, Фото-Арт-Терапия, ВидеоТерапия, обучение ФотоТерапии, обучение Терапевтической Фотографии, обучение ВидеоТерапии, ZMET, Judy WeiserОльга Перевезенцева, Olga Perevezentseva, психология фотографии, психология восприятия, психология рекламы, www.psyforte.ru, family-building, PSYsurvival, PSYrole, Яркие события, психологическая поддержка бизнеса, Максим Перевезенцев, Maxim Perevezentsev, психологическое образование в Италии, сертификат по ФотоТерапии, ПСИфорте, PSYforte, Форум по ФотоТерапии и Видеотерапии