Соколов Кирилл Викторович - детский психолог ГКУ СРЦ «Отрадное», семейный терапевт.
Проект: «Центра мира нет на карте».
Аннотация:
Статья о международном фото-арт-терапевтическом проекте Реабилитационного центра «Отрадное», Шведского агентства международного развития Sida в сотрудничестве с Музеем Труда в Швеции и партнерами из России и Литвы. Дети, в процессе терапевтических занятий, получают возможность раскрыть свой внутренний мир с помощью фотоаппарата. Фотография становится средством общения между ребенком и психологом.
Article about the international photo art therapy project of Rehabilitation Centre "Otradnoe", the Swedish International Development Cooperation Agency Sida in collaboration with the Museum of Work in Sweden and partners in Russia and Lithuania. During therapy sessions, children are able to unleash their inner world with the camera. Photography is a way of communication between the child and the psychologist.
Ключевые слова:
Фотография, фотопроект, терапия, дети группы-риска, подростки, неблагополучные семьи.
Где находится центр мира? Кто-то ответит, что центр мира где-то на экваторе. Жители столицы уверенно укажут на нулевой километр, что находится перед Воскресенскими воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной. Для кого-то центр мира там, где их Родина, там, где дом, там, где семья. У каждого на большой и красочной карте будет своя точка, свой регион и свой центр мира. Ну, а как быть тем, у которых нет теплого дома или дружной семьи? Как быть тем, кто не видел, географических карт, и в школе бывал от случая к случаю? Где центр мира у этих людей?
Начну я свою историю издалека.
В 1989 году родители подарили мне первый мой фотоаппарат - СМЕНА-8м. "Фотик" был для меня тогда волшебным аппаратом, который творил чудеса. Для меня 11-ти летнего мальчишки покупка пленки, проявка, печать были дорогим удовольствием, и каждый кадр заранее продумывался. Я планировал, кого и что я сниму, при каком освещении, какой будет фон, высчитывал выдержку и диафрагму, глубину резкости. Режима "автомат" на моем фотоаппарате не было. 36 кадров бережно растягивались на 2-3 месяца, а поездка в лагерь требовала мобилизацию всех ресурсов, так как там можно было отснять и три-четыре пленки за смену. Конечно, моими первыми "моделями" стали моя семья и мои друзья. Еще мне нравилось тогда фотографировать пейзажи и природу. Природа восхищала меня своей красотой и фантазией.
В возрасте 14-ти лет мне дарят мою первую "мыльницу". Советскую выполненную в металле маленькую фотокамеру LOMO, а на 16-тилетие "зеркалку" "Зенит-122". Вот это были уже возможности! За это совсем небольшое время пленка, а с ней и фотография, стала цветной. А самое главное процесс проявки пленки и печати фотографии перестал быть чудом в темной ванне при красном свете. В страну пришли лаборатории Kodak с их автоматическими машинами печати. И фотография перестала быть уделом энтузиастов и увлеченных мальчишек. Каждый теперь мог отснять в отпуске одну-две пленки и сдать ее на проявку. Прогресс сделал каждого фотографом и немного художником.
А в 2000 году одна ювелирная компания попросила меня отснять их продукцию для сайта. У них было множество мелкой продукции, и они решили не тратиться на цветную пленку и взяли для меня в аренду цифровой фотоаппарат фирмы Sony. Это была новинка размером с футбольный мяч. Фотографии записывались на обычную компьютерную дискету размером 1,4 мб. на которую помещалось всего 6 кадров. Не надо было ничего проявлять, ждать, печатать. Вставил дискетку в дисковод компьютера, она характерно похрустела там пару минут и вот фотографии уже перед тобой на мониторе. И никто не мог поверить тогда, что совсем скоро эти цифровые "фотики" станут доступны каждой семье. Качество их сравнится с пленочными камерами, размеры уменьшатся и станут даже меньше чем пленочные фотоаппараты, карточки станут вмещать несколько тысяч фотографий, а цена упадет до 50-100$. И теперь нет нужды задумываться о выдержке, настройке резкости, и прочих фото-премудростях. А фотографии можно вывести на обычном принтере дома. Цифровая камера с одной стороны упростила фотоискусство, сделала его самым обычным, а с другой стороны открыла невероятные возможности для каждого, кто сумеет увидеть за фотографией больше чем просто фиксацию событий, предметов и людей.
Детство обязательно отзывается в нашей взрослой, а часто и в профессиональной жизни. Другое дело осознаем мы это, можем ли гармонично перекинуть этот мостик из прошлого в настоящее или процесс протекает без нашего осознанного участия.
При всей любви к фотографии, фотографом я так и не стал. Это осталось лишь увлечением моей жизни. Больше всего интересовали люди, их мотивы, поступки, смысл и цель их существования.
Я стал детским психологом и работал в СРЦ «Отрадное» с детьми из семей группы риска. А чуть больше двух лет назад принял участие в обучающей программе «Центра мира нет на карте» совместного международного проекта Шведского агентства международного развития Sida в сотрудничестве с Музеем Труда в Швеции и партнерами из России и Литвы. Обучались мы фото-арт-терапии у шведских коллег, психолога и писателя Йорана Отбрата (G?ran Odbratt http://www.goranodbratt.se/) и фотографа Кента Клича (Kent Klich http://www.kentklich.com/). Учились вместе с группой детей нашего центра. И после обучения мы вместе с Музеем Труда в Швеции организовали там фотовыставку. В городе Норчопинг. Так жизнь свела меня снова с фотографией, но уже совсем в ином ракурсе.
В этом большом проекте приняли участие десять детских учреждений из разных стран мира: Социально-реабилитационный центр «Отрадное», центры помощи семье и детям СВАО из России, детский дом из Литвы, центр для трудных подростков из Швеции. Дети не самой простой судьбы. Именно для них был задуман этот проект, что бы дать возможность выразить себя в творчестве и открыться для диалога с психологами и педагогами, которые с ним работают.
Шесть групп детей из трех стран в течение полугода собирались каждую неделю, что бы фотографировать на специально заданные темы. Это было первым этапом проекта. Мы предлагали ребятам разные и очень личные темы: «Мир вокруг меня», «Автопортет», «Мои радости и мои страхи», «Мои любимые вещи» и «Мои друзья». На эти темы в силу многих причин не всегда дети из неблагополучных семей могут дать личную обратную связь, но они, эти темы заставляют нас по-настоящему чувствовать, переживать и жить.
После первого этапа фотографирования, вместе с детьми, мы смотрели и обсуждали те работы, которые отсняли в прошлый раз, и рассказывали, почему именно эти образы, люди и ситуации попали в объектив фотоаппаратов, что значат эти темы для каждого из них. На этом втором этапе совместный просмотр работ позволил детям не просто похвастаться фотографиями друг перед другом, а дал пространство для группового обсуждения важных и личных тем.
На третьем этапе, после обсуждения мы вместе выбирали самые интересные, самые «говорящие» фотографии, которые по мнению детей раскрывали автора и распечатывали их в формате А4 для того что бы дополнить их красками, карандашами или фломастерами на свое усмотрение. Мы делали это потому что не всегда реальность нас устраивает. А дети в отличии от взрослых прекрасно мечтают и фантазируют и это дает им возможность менять своё настоящее [лит.-2]. И начать этот процесс изменения своей жизни, обстоятельств и отношений, привычек и черт характера проще всего и доступнее через образы на бумаге, цветными карандашами и красками. Вот такая фото-арт-терапевтическая работа у нас получилась!
В реабилитационном центре «Отрадное» в программе приняли участие 35 детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет. Мы доверяли фотоаппараты ребятам среднего возраста, у которых в силу синдрома гиперактивности все из рук валится, подросткам из неблагополучных семей, у которых никогда не было модных цифровых игрушек и это был риск и доверие с нашей стороны. Было несколько эмоционально-неуравновешанных детей, у которых за час настроение могло измениться с плюса на минус и обратно несколько раз. И за весь период работы ни один фотоаппарат не сломался и не пропал. Дети быстро усвоили, что фотоаппарат в нашей работе это средство раскрытия своего внутреннего мира и относились к нему очень бережно.
При работе с темой «Автопортет» 14-ти летний подросток Павел сфотографировал себя подвешенным за капюшон толстовки на вешалке за дверью в кабинет. При распечатке и доработке фотографии он пририсовал фломастером себе полосатый колпачок с кисточкой на голове и очень грустное лицо с длинным носом. Именно так ощущал себя в этот момент подросток, которого изъяли из привычной ему среды, из семьи Буратино подвешенный кем-то в пространстве, на вешалке в том месте, где обычно стоит мусорное ведро. И что очень ценно, подросток не побоялся это «сказать» таким образом, взрослым и тем ребятам, которые были с ним в группе. Это совершенно «взрослое» признание через фотографию, через творчество уберегло его, помогло справиться с депрессией, которая свойственна подросткам в трудные моменты жизни из-за их черно-белого восприятия мира. И таких историй много. За каждой из них стоит большая работа и море человеческих эмоций, которые испытали руководители групп с детьми, участниками проекта. Иногда мы, взрослые, не всегда можем понятно объяснить, что с нами происходит. Мешают комплексы, или сильные эмоции, например, злость, бывает стыдно, нет слов или сил рассказать о случившимся. Нашим ребятам это сделать намного сложнее [3]. И такое простое средство как цифровой фотоаппарат стал средством общения между детьми и взрослыми, тем мостиком, который помог нам найти взаимопонимание.
Самое сложное в этом проекте для нас взрослых было отставить свои знания, опыт, свой взгляд на фотографию. Посмотреть на снимки глазами детей, увидеть их внутренний мир в работах. На этот период терапевтической работы, психологам, руководителям групп самим пришлось стать детьми на время. Детьми, для которых всё в новинку, которые открывают для себя этот разнообразный мир и учатся заявлять о себе.
Итогом совместной полугодовой работой стала выставка в Швеции, в городе Норчёпинг в «Музее Труда». Где присутствовали авторы личных, внутренних и проективных фоторабот. Ребята из России, Литвы и Швеции смогли познакомиться друг с другом и представить свои фотографии уже не в кругу друзей, а на международной выставке, рассказывая как эти фотографии помогли им начать диалог друг с другом, со взрослыми на темы, которые раньше они «переваривали» глубоко внутри себя. Тут, в группе в контакте можно увидеть, как это было: http://vk.com/album-40198853_158892301
На выставку приходили их сверстники из шведских школ, музыканты и люди творческих профессий, уполномоченные по правам детей Латвии и Швеции, много журналистов и специалистов, работающих с детьми: детских психологов, педагогов, учителей, социальных педагогов. И по отзывам посетителей, каждый, кто там был, сумел увидеть не просто фотографии или творческие работы, а смог заглянуть как в окошко во внутренний мир наших ребят и это произвело сильное впечатление на гостей выставки.
«Где находится Центр Мира?». На этот вопрос в течение полугода пытались ответить психологи с детьми. Вместе мы поняли, что это место не географическое и не на карте конкретный поселок. Ребята смогли осознать и почувствовать что центр мира там, где находишься ты в данный момент времени, там, где тебя ждут, там, где ты живешь, чувствуешь и любишь, там, где ты нужен [4]. У каждого человека он свой, центр мира. И задача нас взрослых, помочь ребенку его найти.
С сентября 2012 года мы планируем начать обучающий курс «Центра мира нет на карте» для детских психологов приютов и реабилитационных центров социальной защиты на базе реабилитационного центра «Отрадное». Мы будем очень рады, если эта методика станет одним из способов диалога и помощи вашим воспитанникам.
Группа «Центра мира нет на карте» в контакте: http://vk.com/club40198853
Группа «Центра мира нет на карте» на фейсбуке: http://www.facebook.com/groups/piscenter/
Список литературы:
1. Конвенция о правах ребенка – статья 13.1, статья 31.2.
2. Юнг К. Пикассо // Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. - М., 1996. - С.85-95.
3. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208с., ил.
4. Юнг Карл Густав. Божественный ребенок. Перевод с английского. Серия `Классики зарубежной психологии`. М. Олимп 1997г. 400 с.
|