Теги: ФотоТерапия, Терапевтическая фотография, Фото-Арт-Терапия, ВидеоТерапия, обучение ФотоТерапии, обучение Терапевтической Фотографии, обучение ВидеоТерапии, ZMET, Judy Weiser, Ольга Перевезенцева, Olga Perevezentseva, психология фотографии, психология восприятия, психология рекламы, www.psyforte.ru, family-building, PSYsurvival, PSYrole, Яркие события, психологическая поддержка бизнеса, Максим Перевезенцев, Maxim Perevezentsev, психологическое образование в Италии, сертификат по ФотоТерапии, ПСИфорте, PSYforte, Форум по ФотоТерапии и Видеотерапии

Фототерапия

Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64-108

Техники фототерапии подразумевают использование личных снимков и семейных фотографий клиентов, а точнее, чувств, воспоминаний, мыслей и информации, которые ими порождаются, в качестве катализаторов терапевтической коммуникации.

В целом, есть пять базовых техник фототерапии, напрямую связанных с различными отношениями, возможными между человеком и камерой (или человеком и фотографией), которые на практике, как правило, совмещаются.

1) Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, коллекция изображений людей в журналах, Интернет, на открытках и так далее.

2) Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно, без его ведома; в обоих случаях решения о времени, месте съемки и содержании снимка принимаются другими людьми.

3) Автопортреты - любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда буквально или метафорически клиент сам полностью контролирует процесс создания снимка.

4) Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции - фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору, хранимые в альбомах или более свободно организуемые в нарративы -фотоснимки на стенах или дверцах холодильников, в бумажниках или настольных фоторамках, в компьютере или на семейных сайтах. Все эти фотографии собираются для документирования личного жизненного нарратива и прошлого клиента, и в отличие от отдельных снимков, подобные альбомы живут своей жизнью.

5) Наконец, техника фотопроекций, которая исходит из того, что значение снимка главным образом формируется зрителем в процессе просмотра (съемки или даже планирования); соответственно, любая фотография, вызывающая интерес клиента или терапевта, может использоваться в процессе консультации. Данная техника лежит в основе всех интеракций между человеком и фотографиями и в первую очередь связана со способами и причинами, по которым человек так или иначе понимает смысл любой фотографии. Это называется «проекциями» в том смысле, что значение всегда проецируется зрителем на фотографический объект, и не существует универсальных объективных значений для всех зрителей. Данная техника не связана с определенным типом фотографии, но сосредоточена на менее осязаемой границе между фотографией и зрителем (или автором), области, в пределах которой каждый человек формирует собственную, уникальную реакцию на увиденное. Таким образом, данная техника не является самодостаточной, но скорее представляет собой неотъемлемую часть остальных четырех техник. Однако ее следует обсуждать отдельно (и, по возможности, в первую очередь при обучении терапевтов данной технике).

В целом, каждый тип интеракций человека и фотографии (каждая техника) имеет свои плюсы и минусы и может использоваться в комбинации с остальными четырьмя типами (техниками), а также в сочетании с различными художественными медиаматериалами или иными подходящими изображениями с целью усиления терапевтического эффекта. Обучившись применению данных техник, терапевты из разных профессиональных областей могут развивать собственные подходы, применительно к определенным ситуациям.

Поскольку техники фототерапии являются комплексом вспомогательных инструментов «активации», а не фиксированными рекомендациями, основанными на определенном теоретическом принципе или терапевтической системе, они могут использоваться любым, квалифицированным терапевтом, независимо от концептуального подхода, профессиональной специализации, предпочитаемой модели интервенции или степени предварительного знакомства с фотографией, а также их особая польза в практиках арт-терапии. Хорошая, качественная терапия - это само по себе искусство, требующее наиболее эффективного применения как можно большего количества «инструментов».

Полностью перевод фрагмента книги Джуди Вайзер "Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей", под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, Вы можете здесь.

 

Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64-108

 

Теги: ФотоТерапия, Терапевтическая фотография, Фото-Арт-Терапия, ВидеоТерапия, обучение ФотоТерапии, обучение Терапевтической Фотографии, обучение ВидеоТерапии, ZMET, Judy WeiserОльга Перевезенцева, Olga Perevezentseva, психология фотографии, психология восприятия, психология рекламы, www.psyforte.ru, family-building, PSYsurvival, PSYrole, Яркие события, психологическая поддержка бизнеса, Максим Перевезенцев, Maxim Perevezentsev, психологическое образование в Италии, сертификат по ФотоТерапии, ПСИфорте, PSYforte, Форум по ФотоТерапии и Видеотерапии